Здесь публикуется сданная в мемориальный сборник Е. Д. Паульса наша с ним совместная статья

А. Г. Акулов, Е. Д. Паульс.

Тагарская курганная архитектура и отражение в ней процессов социального развития.

<< Основной текст этой работы был создан весной 2008 года в процессе подготовки к докладу на II археологическом съезде. Здесь представлен развернутый вариант опубликованных в его материалах тезисов (2, с 5-8), который, после некоторой доработки, также предполагалось опубликовать. Писал его я (всем известна нелюбовь протагониста сборника к созданию объемистых текстов), Е. Д. по написанным блокам делал свои замечания и поправки.
Правка этого исходного текста в процессе подготовки в данный сборник свелась лишь к сокращению и – частично – переформатированию некоторых пассажей с сохранением их общего смысла. Текст был снабжен приложением, иллюстрациями и библиографией, добавлены несколько примечаний.
Полтора года и два полевых сезона, прошедших после кончины Е. Д., не повлияв на общую концепцию работы, позволили по-другому взглянуть на некоторые существенные детали. Необходимые, на мой взгляд, уточнения даны в тексте «закавыченным» курсивом ( << ………… >> ).
Заново мной написан только небольшой раздел, касающийся хронологии памятников. В исходном варианте текста он, во-первых, занимал всего два небольших абзаца, во-вторых, являлся компромиссным, поскольку мы тогда еще не были готовы к ее «радикальному» пересмотру (желающие могут ознакомиться с этим вариантом в опубликованных тезисах). Вариант, изложенный здесь, представляется мне менее противоречивым, и, как следствие, более продуктивным. Разумеется, он выделен в тексте тем же образом. >>


Предпосылки исследования. Среди культур скифского мира евразийских степей особую позицию занимает тагарская культура Минусинской котловины. Удаленность от центров цивилизации и, как следствие, от наиболее динамично развивавшихся скифских обществ – европейских, среднеазиатских, ордосских – привела к определенной замкнутости, провинциальности, своеобычности ее культурной традиции. Эта печать ощутима в различных сферах культуры. Малы ее региональные различия, стандартизована керамика, набор вооружения довольно скуден, более того, с определенного этапа он «миниатюризируется», функциональные вещи заменяются символическими, что не способствует богатству форм, конская сбруя представлена немногочисленными случайными находками, не слишком разнообразны сюжеты торевтики. Мы бы имели не слишком выразительную картинку культуры закоулка скифского мира, если бы не самый яркий ее феномен, ее визитная карточка и символ – курганная архитектура.
Вообще, индивидуальный курган, тем более курган статусный – не менее значимый компонент скифской культуры, нежели любой из входящих в «триаду». Сооружение такого кургана – способ передачи современниками своих представлений о статусе погребенного и его личной харизме. Курган – это документальное свидетельство о человеке, покоящемся в нем.
В Минусинской котловине, дистанцированной от перипетий бурной политической жизни больших царств Великой Скифии, возможности, заключающиеся в курганном зодчестве, были раскрыты с наибольшей полнотой. Курганная архитектура тагарской культуры является первостепенным по важности историческим источником, по своей информативности чуть ли не превосходящим все остальные, к этой культуре относящиеся. Внешний облик кургана – его размеры, высота, пропорции, нюансы архитектурного оформления – здесь представляет собой компактный блок кодированной определенным образом информации о погребенном, некую кодовую группу, синтагму. Это позволяет рассматривать курганные могильники как связные последовательности таких синтагм – своеобразные тексты об истории сооружавших их кланов. Логика, грамматика, синтаксис этих текстов запечатлелись в расположении могильников в пространстве, в последовательности строительства отдельных сооружений, в образовании этими сооружениями частных внутренних структур.
И – часто – это не просто тексты. Это тексты художественные. Престижные (см. далее) курганы, могильники властной элиты суть отражения игр их создателей – воли и амбиций правителей и лидеров, искусства архитекторов и мастеров. Эти игры обусловили динамичность курганной традиции, привели к гонке-за-престижем, росту масштабов сооружений, поиску новых средств для создания выразительных эффектов, смене архитектурных стилей. В конечном итоге – к тому, что мы сейчас можем без всяких натяжек говорить об искусстве тагарского курганного зодчества.
Это дает редкую в археологии возможность. Понимание как правил игры, так и общей логики развития курганной архитектуры позволяет нам, не проводя раскопок на могильнике, определить время его функционирования и последовательность строительства на нем отдельных сооружений. В особенности это касается могильников элиты тагарского общества. Значение этого факта трудно переоценить. Все основные могилы более-менее значимых курганов подвергались ограблению, как правило, неоднократному. В результате мы не имеем ни одного относящегося к этим могилам закрытого комплекса. В этих условиях знаковое архитектурное оформление кургана является единственным надежно реконструируемым атрибутом человека (или некоей социальной ячейки – для позднетагарских коллективных склепов), в честь и память которого он возведен. Сопоставляя архитектурные особенности курганов различных могильников, мы можем синхронизировать их между собой, определить продолжительность каждой из фаз развития курганной архитектуры, в значительной мере восстановить как историю отдельных властных кланов, так и тагарского общества в целом. Обобщая эти данные, мы можем говорить о смене социальных и культурных эпох и о внутреннем содержании каждой из них.
Наблюдения за динамикой развития тагарской архитектурной традиции убедили нас в несомненной пользе создания ее новой периодизации. Разумеется, отправной точкой наших исследований явились существующие периодизации тагарской культуры, также во многом основанные на эволюции погребальных сооружений. Однако мы пришли к существенно иному пониманию стадий развития тагарской курганной архитектуры. Эти стадии тем или иным образом сопрягаются и со стадиями тагарской культуры как целостной системы. Поэтому мы излагаем свою периодизацию, лишь в конце работы сопоставляя ее с предыдущими.
Эта работа имеет промежуточный характер, являясь лишь «стоянкой» на нашем пути. Каждый новый сезон исследований углубляет, а в некоторых случаях и существенно меняет наше понимание исследуемых нами памятников, внося все новые нюансы в представления о развитии тагарского курганного зодчества, да и об истории тагарской культуры в целом. Тем не менее, не лишенная целостности картина, которая сложилась на данный момент в результате наших штудий, заслуживает быть вынесенной на суд коллег.
Принципы исследования. Это попытка понять историю эволюции курганной традиции в целом, восстановив частные истории могильников и курганных полей, отследив изменения пространственных схем, строительных приемов, архитектурных стилей. Методы, положенные в основу исследования, предельно просты – обмеры сооружений и их составных частей, фиксация планов могильников с использованием как инструментальной съемки, так и определения координат по JPS. Далее – анализ их частных особенностей, статистическая обработка материала, выявление соотношений и связей, поиск кластеров и тенденций развития. Выявление курганов и могильников различного статуса, выделение среди могильников высокого статуса эталонных. Выявление региональных вариантов, локальных традиций крупных могильников, индивидуальных особенностей отдельных курганов высочайшего статуса. Синхронизация отдельных курганов и могильников по различным признакам.
В своем исследовании мы, так или иначе, вынуждены исходить из ряда допущений, более или менее очевидных и не противоречащих наблюдаемым фактам.
1. Все «престижные» курганы принадлежат людям, имевшим в обществе четко определенный статус главы большой семьи, рода, клана.
2. Значимые инновации в курганном строительстве (новые строительные и конструктивные приемы, изменения планировочных схем и стилистического оформления) возникали и отрабатывались именно и только при строительстве курганов высокого статуса.
3. Распространение инноваций в строительстве курганов (по крайней мере, курганов высокого статуса) было очень быстрым, фактически, в пределах активной жизни одного поколения.

Тагарское общество, как и другие общества скифского мира – общество аристократическое, клановое, если угодно – протофеодальное. Среди знати такого общества статус и престиж как отдельного индивидуума, так и клана, который он представляет, репрезентируемые наглядными, понятными каждому члену общества знаками играют колоссальную роль. В процессе формирования и расслоения такой знати в Минусинской котловине, судя по труду и тщанию, вкладываемому в строительство индивидуальных «престижных» и «суперпрестижных», «вождевых» курганов, они являлись прежде всего такими знаками, символами как высокого положения в обществе отдельного индивидуума, так и знатности и мощи клана, к которому он принадлежал. На практике это вылилось в наблюдаемую нами «гонку за престижем», в которой, сообразно своему положению и статусу, участвовали все более или менее значительные кланы тагарской знати на протяжении первых этапов существования культуры. Относительно небольшие размеры территории (в эпоху максимального расширения ареала 450 км с севера на юг и 250 с запада на восток, несколько дневных конных переходов) обусловили тесную связь кланов высшей знати тагарского общества между собой, и, как следствие, быстрое распространение в их среде инноваций курганного строительства. Впоследствии эти инновации в той или иной степени использовались и при строительстве курганов менее знатных кланов и рядового населения.
Спокойные, даже «тепличные» условия существования в изолированной, «комнатной» степи Минусинской котловины, отсутствие масштабных военных коллизий способствовали относительной упорядоченности наследования социальных статусов. Аналогии в других обществах такого типа указывают на нормативность перехода главенства от отца к старшему сыну, при отсутствии, малолетстве или немощности такового – к младшему брату или другому родственнику. Возможные споры разрешаются тем или иным путем. Не может быть исключена и выборность правителей – как правило, принадлежащих к одной, максимум – двум-трем генетическим линиям. В любом случае это не быстрая и довольно хаотичная смена лидеров в сумбуре перманентной войны. Сложнее все лишь во время тигейско-салбыкского акме (см. ниже), что лишь подчеркивает особенность этой самой яркой фазы тагарской культуры.
Это дает возможность выстраивать относительную хронологию курганов на крупных могильниках знати по поколениям. Разумеется, существует неопределенность наследования статуса сыном или младшим братом в каждом конкретном случае. Вероятности тщательно анализируются, исходя из косвенных признаков. Мы считаем, что возможные погрешности при более или менее продолжительном (более 3 поколений) существовании могильника по большей части взаимокомпенсируются.
Объем данной статьи, к сожалению, не дает возможности развернутой аргументации наших версий частных историй строительства того или иного могильника. Необходимый минимум аргументов будет приведен лишь в отношении ключевых эпизодов.
Отправная точка. Безусловно, общая планировочная схема кургана тагарской культуры возникает еще в карасукское время. Это подквадратная или подпрямоугольная ограда, ориентированная по сторонам света с некоторым разворотом против часовой стрелки. Углы ограды в некоторых памятниках дополнительно акцентированы крупными камнями (5, с 54; 14, с 7; 19). Встречаются поздние пристройки к более ранним оградам, «указатели могил» - вынесенные за западную сторону ограды перпендикулярные ей небольшие плиты, каменные ящички без погребений с восточной стороны кургана, отдельные вертикальные камни с востока. В преобразованном виде эти элементы, несомненно, послужили основой для формирования архитектурной концепции тагарских курганов, как престижных, так и рядовых.

Илл. 1. Эволюция тагарской курганной архитектуры.
А – формативная ступень. 1 – Усть-Таштып; 2 – Жемчужный.
В1 – бельтырская фаза. 3 – Апчинаев; 4 – Читыхыс. В2 – сафроновская фаза. 5 – Сафронов; 6 – Харатигей. B1b – сорайский горизонт. 7 – Сафронов; 8 – Узун-Оба.
С1 – тигейская фаза. 9 – Кизлас; 10 – Кара-Курген. С2 – салбыкская фаза. 11 – Кизлас; 12 – Салбык.
D – постсалбыкская ступень. 13 – Кизлас; 14 – Барсучий Лог.
Е – тесинская ступень. 15 – Троицкое.
1, 3, 5, 7, 9, 11, 13 – «восточники»; 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 15 – «западники». Схемы курганов (14, 15) приблизительны, составлены по имеющимся фотографиям.

Ступень A (архаическая или формативная) (илл. 1; 1-2; илл. 2; 1-3). На рубеже возникновения тагарской культуры формируется новая парадигма погребального сооружения. Ее инвариант на протяжении всего времени существования культуры – подквадратная, подпрямоугольная или слегка трапециевидная каменная ограда с вертикальными плитами или стелами по углам, ориентированная по линии восток-северо-восток – запад-юго-запад (летний восход – зимний закат) //Прим.1.Ориентировка колеблется от SW-t-W – NO-t-O до W – O//. В эту фазу абсолютно преобладают четырехкаменные курганы. Размер их не превышает 5-6 м //Прим.2. Под размером ограды или кургана тагарской культуры мы понимаем среднюю длину стороны ограды//. Ограда относительно высокая, вкопана неглубоко. Буквально с самого момента возникновения культуры стелы курганов, возведенных по выдающимся людям, достигают в высоту человеческого роста или даже несколько более и представляют собой плиты из «дикого», «рваного» камня (архаический стиль) (илл.2; 3).
Могила – каменный ящик, редко сруб в центре кургана, ориентация соответствует общей для сооружения. Перекрытие – плиты или бревенчатый накат. Сверху может быть каменный панцирь или небольшой по мощности слой земли.
Признаки престижных курганов присутствуют, однако канон еще не сформирован. Выносные камни могут стоять с отклонением (илл. 1; 2; илл. 2; 2), прообраз ворот обозначается каменным ящиком с середины восточной стороны ограды.
Продолжается карасукская традиция пристроек более поздних погребальных оград к более ранним. Единая схема пристроек не просматривается, есть лишь тяготение их к юго-восточному сектору.
Все без исключения курганы этого времени расположены недалеко от скальных выходов, у подножия гор или небольших увалов, в небольших логах между ними.
Выдающиеся по размерам курганы, в том числе и с «престижными» признаками находятся среди рядовых. Особых локусов для их размещения не выделяется.
С курганов архаической ступени закладываются многие могильники по всей Минусинской котловине – могильники у Жемчужного, под Барстагом, в горном течении Уйбата, под Аевом, в долинах Камышты, Аскиза, Еси, ряд кластеров Могильной степи. Большинство их продолжает впоследствии свое существование в качестве могильников рядового населения. Определенным ориентиром продолжительность ступени А может стать ранний могильник у села Усть-Таштып, состоящий из трех кластеров. Каждый из этих кластеров представляет собой один престижный курган весьма архаичного облика и десять-двадцать небольших оградок, в том числе даже без вертикальных стел. Очень вероятно, что на каждом из этих могильников хоронилось одно из поколений рода. Раскопки проводились << Е. Д. Паульсом >> на курганах среднего кластера и дали очень архаичный материал. Схожую картину дает могильник у поселка Жемчужный, где среди совсем архаичных курганов в маленьких ложках нами встречено три престижных.
Три, максимум, четыре поколения. Исходя из общекультурных соображений, такая длительность формативной ступени представляется вполне приемлемой. Это в целом совпадает с числом наблюдаемых нами оград подобного облика на раннетагарских могильниках, в том числе и на тех, которые долгое время существовали после этого.
Несомненно, перед нами самое начало преобразования родового общества. Новые идеи, сформировавшие тагарскую культуру, уже пришли, но еще не успели принести своих плодов. «Большие» люди, характерные для героических эпох, уже появились, но собственная инаковость, отличие от простолюдинов, ими еще не до конца осознаны. Их курганы уже существенно отличаются от рядовых, но находятся на тех же могильниках.
Нередко высказывалось мнение о том, что определенные соответствия тагарской архитектуре курганов, равно, впрочем, как и некоторым другим элементам культуры, имеются в культурах поздней бронзы Казахстана (Бегазы, Северный Тагискен), Монголии (плиточные могилы, херексуры) (21, с 48; 25, с 212; 18, с 126). Вопрос о прямой миграции населения, вместе с посткарасукскими автохтонами сформировавшего в Минусинской котловине тагарскую культуру, остается открытым, однако влияние извне представляется несомненным. «Скифский мир», его идеология, этика, психология, военное дело, хозяйственный уклад, образы искусства никоим образом не могли самостоятельно появиться на территории Минусинской котловины. Да и самые ранние престижные курганы тагарской культуры – это уже принципиально иной, принадлежащий новому миру феномен, нежели чем даже самые большие по размерам ограды поздней бронзы.
Что главное в изменении на рубеже эпох архитектурной идеи, воплощенной в погребальных сооружениях? Появление вертикалей, в том числе достаточно мощных, и, как следствие, архитектурного объема. Курган значительного человека с самого начала эпохи привлекает внимание издалека. Вблизи он еще не подавляет, но уже, скажем, заставляет отдать должное человеку, в память о котором он построен. Это уже архитектурный памятник, мавзолей, мемориал. Эпоха сменилась необратимо, и идеи, пока лишь просматривающиеся в курганах и могильниках формативной ступени, в дальнейшем станут общепринятыми.

Илл.2. Возникновение канонов тагарской курганной архитектуры. Формирование местных элит.

Ранний тагар. Ступень B. Фаза B1 (бельтирская) (илл. 1; 3-4; илл 2; 6-8). С началом ступени В мы уже имеем дело с полностью сформировавшейся архитектурной традицией. Инвариант остается – прямоугольная ограда с вертикальными камнями по углам. Вот только четырехкаменные курганы уже сооружаются только на рядовых могильниках, составляя, впрочем, даже там меньшинство. К концу ступени В строить их практически прекращают даже самые захудалые общины.
При увеличении размеров кургана (размер престижных курганов этой фазы достигает 8-9 м) для сохранения впечатления целостности архитектурного объема тагарские зодчие начинают ставить промежуточные стелы по сторонам курганов. Через непродолжительное время этот прием распространяется и на рядовые ограды. Число промежуточных стел зависит от сформировавшегося к этому моменту архитектурного канона престижного кургана.
Таких канонов во всем ареале тагарской культуры два (илл. 2; 5).
На большей части Минусинской котловины это десятикаменный курган с воротами (входом) с восточной стороны ограды и выносным камнем к западу от кургана. По расположению выносного камня подобные курганы у нас получили название «западники». Поскольку этот канон не меняется на протяжении многих поколений, рассмотрим его подробней.
Ворота представляют собой небольшую прямоугольную пристройку к ограде точно посередине восточной стороны кургана. В местах стыка ее с оградой и в вынесенных вперед от ограды углах ставятся четыре вертикальные стелы //Прим.3 . Этот архитектурный элемент в литературе обычно называют входом. Термин ворота предпочтительнее по следующим причинам: 1) не возникает путаницы со входом в склеп, у более поздних тагарских курганов располагающегося с противоположной, западной стороны; 2) он подчеркивает имеющееся архитектурное оформление разрыва в ограде; 3) термин семантически нейтрален в отношении направления движения, т. к. по отношению к погребенному данный конструктивный элемент является выходом//.
Выносной камень ставится напротив середины западной стороны ограды на расстоянии, примерно равном длине ее стороны.
Напротив ворот по западной стороне ограды ставятся также две стелы. По северной и южной сторонам кургана ставится по одной промежуточной стеле.
Таким образом, непосредственно в ограде стоит десять камней – четыре угловых, по два промежуточных с восточной и западной сторон, по одному – с северной и южной. В престижных курганах к десяти камням, непосредственно стоящим в ограде добавляется еще три за ее пределами – два у передней стороны ворот и выносной камень.
Промежуточные и добавочные стелы, как правило, несколько меньше угловых. По расположению в ограде в раннетагарское время почти все они относятся к внутренним. Другой тип промежуточных стел – разрезные – начинает преобладать на следующей ступени С (илл 2; 4). Общая форма стел бывает двух основных типов – подпрямоугольные и трапециевидные, восточная сторона которых выше западной. В одном кургане часто сочетаются стелы разных типов.
Это придает архитектурному образу кургана динамику, которая позднее подчеркивается асимметричностью самой насыпи, восточный склон которой также делается круче. В результате курган, особенно крупный престижник, выглядит стремящимся к восходящему солнцу.
Поэтому мы впредь будем называть восточную сторону кургана фронтальной, западную – тыловой, северную и южную – боковыми. В устоявшемся каноне престижных одномогильных курганов фронтальная сторона несколько длиннее тыловой, боковые примерно равны последней. Если курган изначально строился на две могилы, боковые стороны, естественно, будут существенно короче.
Последовательно через выносной камень, середину тыловой стороны, центральную могилу (позже – склеп) и ворота проходит главная архитектурная ось кургана.
Другим каноном, распространенном, за редчайшими исключениями, лишь в юго-западном районе Хакасии (Могильная степь по Абакану, долины Еси, Теи, Соса, Табата), является восьмикаменный курган с выносным камнем у юго-восточного угла ограды. Выносной камень стоит на небольшом расстоянии (1-3 метра) от угла и ориентирован на восток. Ворота отсутствуют. По расположению выносного камня такие курганы получили у нас название «восточники».
Различий в вещевом материале между западниками и восточниками мы пока не отмечаем. Однако устойчивое существование с самого начала тагарской культуры двух разных архитектурных канонов предполагает, по меньшей мере, различные нюансы религиозно-магических идей, лежащих в основе планировки кургана у носителей этих традиций. Вероятно, эти идеи восходят к более раннему времени.
В соответствии с количеством статусных погребений в том и в другом каноне выносных камней может быть два или даже три. У западников они стоят на одном расстоянии от тыловой стороны ограды параллельно друг другу, у восточников – последовательно от юго-восточного угла.
Очень быстро десятикаменные курганы у западников и восьмикаменные у восточников начинают преобладать и на рядовых могильниках. Часто последующие рядовые курганы пристраиваются к боковым сторонам предыдущих. Сторона кургана, к которой делается пристройка, зависит от положения погребенного в основном захоронении – по левую руку от него. Соответственно, при восточной ориентировке покойного пристройка делается с юга, при западной – с севера. Всего таких пристроенных друг к другу оград может быть до 8. В результате получается длинное, до 40-50 метров по оси север-юг сооружение, на жаргоне археологов Минусы называемое «трамваем».
Несколько возрастает высота стел (до 3 м). Форма их достаточно разнообразная, иногда даже фантазийная. Высота ограды постепенно уменьшается, насыпи – увеличивается за счет большей мощности каменного панциря и перекрывающего его грунта. Впрочем, это общий постепенный тренд для всех трех фаз раннего тагара. Принципы устройства могилы практически не меняются.
Зато очень яркое и значимое изменение – обособление статусных могильников, состоящих из престижных курганов.
Закладка новых и строительство возникших ранее родовых могильников продолжаются. На них даже возводятся престижные курганы. С течением времени избранный участок местности плотно застраивается. Можно выделить отдельные группы или ряды сооружений, однако, эти кластеры находятся настолько близко друг к другу, что со стороны могильник воспринимается, как единое целое, компактный массив.
Наиболее крупные же престижные курганы («большие престижники») этой фазы находятся в составе компактных групп. Эти группы расположены или на ином участке рельефа, или через реку, или просто на отдалении в несколько сот метров от родового могильника, образуя отдельный локус. Курган может быть одиночным или сопровождаться одним или несколькими «непрестижными» курганами-спутниками. Следующая компактная группа возводится на некотором расстоянии (обычно 50-200 м) в пределах той же формы рельефа. В иных случаях для строительства отдельного статусного могильника выделяется особое ограниченное пространство. Тогда в нем каждая компактная группа образует отдельный кластер (илл. 2; 7; илл 3; 1,2,9).
Налицо следующий этап социальной дифференциации. В фазе B1 старая родовая верхушка продолжает существовать («малые престижники» компактных массивов рядовых могильников). Однако, уже сформировалась и осознала свою «инаковость», новая элита, элита клановая, протофеодальная, люди иной породы, для которых взаимоотношения с себе подобными будут играть значительно большую роль, нежели связи с общинами, из чьего лона они вышли. Сама эта новая элита в это время еще недифференцирована по социальным рангам. Престижные курганы первых кластеров Сафронова, ранних кластеров или компактных групп Уйбата, Анчил-чона, Бельтыр, Апчиноева, Кутень-Булука, Кюргеннера или Барстага, почти не отличаются по размерам ограды. Харизма погребенных в них, престиж их кланов отражаются в высоте стел, нередко в их фантазийной форме. Это предшественники ранговой знати, «колпаконосцев», среди них наверняка есть «авторитеты», «харизматики», но титулованных кланов, происхождение из которых автоматически ставило бы на уровень выше прочих аристократов, пока нет, во всяком случае, курганная архитектура не дает никаких оснований для их выделения. Это – «хозяева здешних мест», именно и только мест, не территорий. Локальные элиты.
Судя по упомянутым могильникам, продолжительность этой фазы около трех-четырех поколений.
Фаза B2 (сафроновская). «Княжеские» курганы (илл. 1; 5,6; илл. 3). Это фаза блестящего расцвета раннетагарского курганного зодчества. Каноны остаются прежними, общие принципы устройства могилы – тоже. Основные изменения, позволяющие нам отделить эту фазу от предыдущей, связаны с социальным развитием. Ярчайший пример – могильник у Сафронова улуса.

Илл. 3. Сафроновский могильник. От местной элиты к «княжескому дому» юго-востока котловины.


Этот эталонный для всей ступени В могильник «восточников» расположен по террасам северного берега реки Еси (илл.3; 9). На низких террасах находятся курганы рядового населения. У бровки высокой террасы, доминируя над всей остальной частью могильника, последовательно возводились престижные курганы (илл.3; 1,2). Подобному кургану сопутствовали несколько рядовых оградок, вместе с ним образуя кластер.
В течении фазы В1 строятся престижники первых двух кластеров (Сафронов А, Сафронов В) и престижный курган Сафронов С II (у последнего выносной камень не сохранился, однако, размерность, форма стел и т. д. позволяют считать его престижным с высокой вероятностью) (илл. 3; 3-5). Все они восьмикаменники, размерами 7-9 м. Высота угловых стел от 1,7 м (Сафронов А) до 2,5 м (Сафронов С II). Для статусного могильника этого времени ситуация совершенно стандартная. Мы можем с очень большой долей уверенности говорить о трех поколениях глав знатного и влиятельного местного клана. Подобные могильники строятся в это время по всей Хакасии, ближайшие из них находятся от Сафронова всего в 5-10 км.
Однако после строительства Сафронова С II последующие престижные курганы не образуют отдельные кластеры, а выстраиваются в единый ряд – прием, характерный скорее для обычных родовых могильников (илл.3; 1). Вот только в этом ряду стоят не стандартные «непрестижные» погребальные ограды, а «суперпрестижные», «княжеские» курганы размерами 15-22 м и со стелами высотой до 6 метров //Прим.4. Эти курганы также называют «вождевыми». Однако, этот термин скорей относится к родовому обществу предыдущих эпох. Правильней всего, на наш взгляд, было бы называть их княжескими, имея в виду первый исторически фиксированный этап существования слова konungr, коназ. В Норвегии до объединения страны было несколько десятков конунгов, на Руси также известны подобные князья и князьки, иногда правившие территорией размером всего в несколько десятков кв. км. Н. А. Боковенко в описании кургана подобного статуса на смежной территории долины Уса использует термин «княжеский» («tomb of Saka princes», (28)), так что прецедент уже имеется, и мы ему последуем, в силу дискуссионности термина закавычивая слово//. Второй курган в погребальном ряду (упомянутый нами Сафронов C II) по стилистическим особенностям заметно более ранний, четвертый (Сафронов C IV) (илл. 3; 8) столь же заметно более поздний. Первый и третий курганы (Сафронов C I, C III) (илл. 3; 6, 7), самые яркие в могильнике, с огромными стелами в юго-восточном углу, мало отличаются по стилистике, хотя третий и выглядит чуть более поздним. Стоя по разные стороны начального, второго кургана, они могут быть как двумя братьями, так и принадлежать к последовательным двум поколениям. Четвертый же кластер (Сафронов D) еще более необычен – это «престижный трамвай» из двух пристроенных друг к другу престижных погребальных оград размером около 10 м, по стилю приблизительно одновременных с первым и третьим «суперпрестижниками» главного могильного ряда.
Таким образом, мы имеем пять-шесть поколений «больших престижников», явно принадлежащих одному клану. В течение фазы В1, включающей три поколения, это стандартный могильник местной знати. Во время последующих двух-трех поколений – фазы В2 – погребальный комплекс Сафроновского «дома» в этом углу Минусинской котловины уже особый феномен. Так, мы знаем в округе лишь один курган, не уступающий по размерам и яркости архитектурного образа – Большой Онхаковский курган (илл. 4; 3), «княжеский» курган одного из кластеров Могильной степи.
Сафроновский могильник уникален сохранностью своей погребальной архитектуры. Но вообще подобные «княжеские» курганы в фазу В2 начинают строить по всей Минусинской котловине. База, Харатигей, Камышта, Уйбат-Хулган, Кутень-булук, Шира, Тарпиг, Ораки, Тургужак – вот лишь немногие могильники, на которых появляются курганы, на порядок более крупные, чем ранее. Даже в сравнении с синхронными им обычными престижниками компактных групп они смотрятся матерыми волкодавами среди дворовых жучек и тузиков. Это – следующий ранг в социальной иерархии, династические могильники «княжеских домов», если не по формальному титулу захороненных в них, то по реальному влиянию на происходящее. Именно в это время мы начинаем не только видеть общие явления, но и различать происходившие в их рамках (и, в свою очередь, формирующие их) частные события.
Прежде всего, усиливаются взаимосвязи и взаимовлияния высшей элиты в пределах всей котловины. У «княжеских» курганов «западников» самая высокая стела ставится в юго-восточном углу, что характерно для курганов «восточников». В свою очередь, в Сафронове C I и Большом Онхаковском кургане выносные камни с востока и характерное для этого варианта отсутствие ворот сочетаются с десятью камнями в ограде.
Именно при строительстве «княжеских» курганов фазы В2 тагарские зодчие впервые начинают не просто возводить курганы больших размеров, но, в пределах принятых канонов, игрой пропорций и форм создавать яркие, глубоко индивидуальные архитектурные образы. Большой престижный ряд Сафронова, Большой Онхаковский курган, суперпрестижники Уйбат-Хулгана, Кутень-Булука, Харатигея уже являются полноценными произведениями искусства (илл.4; … Продолжение »

Создать бесплатный сайт с uCoz